ПРАЗДНИКИ НАРОДОВ ПРИКАМЬЯ

На главную

 

 

ЕВРЕЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ

 

Рош Ашана

В еврейском календаре счёт дней и лет ведётся по особой системе, отличной от григорианского календаря. Еврейский Новый год – Рош Ашана («рош» на иврите – глава, «шана» – год) приходится на 1 тишри (тишрея)– сентябрь-октябрь.

В 2007 г. (5765 год от сотворения мира) это 12 сентября, в 2008 – 30 сентября. Он длится два дня. Эти два дня– один праздник, как сказано в Талмуде, «один длинный день». Рош Ашана – время самоанализа, раскаяния, угрызения совести за то зло (вольное или невольное), которое человек причинил другому.

Хотя это дни Суда, они лишены грусти и уныния. Наоборот, это время, когда нужно радоваться и веселиться с уверенностью в том, что Бог проявит свою доброту и не оставит милосердием своим в наступающем году.

Принято в этот праздник давать значительно больше денег на цдаку (благотворительность). Есть также обычай ездить на могилы праведников, чтобы заручиться их поддержкой на предстоящем суде. В канун еврейского Нового Года весь мир проходит перед Всевышним. Поступки и мысли человека оцениваются и взвешиваются во всём их многообразии и взаимосвязи; для каждого подводится итог года, обозначается линия судьбы в новом наступающем году.

Рош Ашана меньше других связан с историческими событиями. Он напоминает о том, что происходит сейчас. «В новый год решение записывается, а в Судный День скрепляется печатью: сколько убудет от мира и сколько прибудет, кому жить и кому умереть, кому под конец дней своих и кому преждевременно... кому наслаждаться покоем и кому скитаться на чужбине, кому жизнь безмятежная и кому– полная тревог, кому благоденствовать и кому страдать, кому обеднеть и кому богатеть, кому унижаться и кому возвышаться» – такие слова молитвы поются в синагоге.

Надо сделать все, чтобы Рош Ашана стал добрым знаком на весь год. Поэтому в эти дни стараются избегать гнева и строгого отношения к людям. Впрочем, это правило хорошо и для всего года.

Утром в синагоге трубят в шофар (бараний рог). Это один из главных обычаев праздника. Шофар считается особым музыкальным инструментом покаяния. Трубный глас шофера – это кульминация праздника, символизирующая коронацию Бога, Владыки вселенной. Очень важно внимательно слушать звуки шофара, звуки без слов и мелодий, пробуждающие в сердцах веру, простую и глубокую.

Накрываются праздничные столы, раздают подарки, зажигают праздничные свечи. Перед тем как зажечь свечи, хозяйка дома произносит два благословения:

1. Благословен  Ты,  Господь,  Бог  наш,  Царь  Вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам зажигать праздничные свечи!

2.     Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, за то, что Ты дал нам жизнь, поддерживал нас, и дал нам дожить до этого времени!

В Рош Ашана устраивают обильное застолье. Горькие и соленые блюда убирают подальше. К столу принято подавать сладкие блюда и фрукты: мед, финики, гранаты и яблоки. Ломоть хлеба обмакивают в блюдечко с медом. Это символизирует пожелание, чтобы наступающий год был сладким и приятным. Съев первый ломоть хлеба, берут дольку яблока, макают в мед, и произносят благословение «творящий плод дерева», пробуют ее, а потом говорят: «Дай Бог, чтобы новый год был счастливым и сладким». Есть также обычай съедать во время трапезы, кусок рыбьей или бараньей головы, говоря при этом: « Дай Бог, чтобы мы стали головой, а не хвостом».

В праздник Рош Ашана принято также есть гранат, который полон зернышками. При этом говорят: «Дай Бог, чтобы заслуги наши умножились, словно зернышки граната».

В ашкеназских общинах принято есть в этот день морковь. На идише морковь – мерн, что означает «увеличиваться, множиться». «Дай Бог, чтобы множились наши заслуги!»

Во второй половине дня в первый день праздника совершается «Ташлих» – церемония, означающая полное раскаяние в совершенных грехах.

После молитвы каждый человек может подойти к воде (к реке, роднику, морю) и отряхнуть полы одежды, словно сбрасывая в воду совершенные грехи, чтобы начать новый год в чистоте и святости.

Поздравляя с Новым годом, говорят: «Лешана това тикатев (если обращаются к женщине – тикатеви)», что значит: «Да будешь ты записан (записана) на хороший год».

Йом Кипур

В десятый день месяца Тишри, первого месяца еврейского календаря, отмечается Йом Кипур – День Отпущения, или Судный День, самый священный день в году. Если в день Рош Ашана судьбы всех людей заносятся в Книгу жизни и смерти, то Йом Кипур – приговор, кому в этот день прожить, а кому умереть, «скрепляется печатью». В 2007 году это 24-25 сентября, в 2008 – 9 октября.

Накануне Судного Дня совершается обряд «капарот», напоминающий о приносимой в древности жертве за грехи всего народа. В это время каждый должен помириться со всеми друзьями и знакомыми, которых он, возможно, обидел в прошедшем году. Принято жертвовать деньги бедным или на благотворительные нужды.

Примерно за час до наступления дня Йом Кипур, до заката, застелив стол белоснежной скатертью, устраивают последнюю трапезу. В отличие от других еврейских праздников, свечи зажигают после обеда – до начала поста. В сам этот день запрещено есть и пить, и пост должен соблюдаться всеми, кроме детей и тяжелобольных. С заката солнца в канун Йом Кипур до появления звезд в следующий вечер продолжается пост и читаются специальные покаянные молитвы. Задача поста – таанита– «угнетение» тела, очищение и исправление, и одновременно укрепление души (самоанализ и молитва на иврите – тфила). Главное не истязание плоти, но примирение между людьми, между человеком и Богом.

В Йом Кипур запрещено носить кожаную обувь, вступать в физическую близость, пользоваться косметикой, мыться. Принято надевать одежду белого цвета. Белый цвет символизирует чистоту и одновременно напоминает о погребальном саване, подчёркивает противопоставление смертности человека вечному существованию Бога.

Практически весь Йом Кипур принято проводить в молитве. Йом Кипур отмечается особенно торжественным богослужением. Первая служба начинается в сумерках, при заходе солнца, она называется «Коль Нидрей» (Все Обеты). Такое название связано с тем, что в этот день человек разрешается ото всех данных им в течение года обетов. В этот вечер в синагогу приходят даже те, кто не бывает там целый год. Заключительная служба Йом Кипура носит название «Неила» (от слова «закрывать») и даёт молящемуся последнюю возможность просить Бога о прощении перед тем, как закроются Небесные Врата.

В завершение Йом Кипур собираются все семьи и друзья. Это счастливое празднество, завершающее пост. Одновременно на такой встрече принято начинать приготовления к празднику Суккот (забивают первый гвоздь в шалаш).

Суккот (Праздник сбора урожая)

Это «праздник шалашей», недельное празднество в память того, что Бог поселил евреев в кущах в пустыне после исхода из Египта. Он наступает в конце сентября – в октябре. Название «Суккот» происходит от еврейского слова «сукка»– куща». В эти дни евреям заповедано жить в шалашах или, по крайней мере, кушать там. Это, собственно, Суккот. Примыкающий непосредственно к нему отдельный праздник Шмини Ацерет (буквально «восьмой завершающий») образует восьмой день цикла.

В 2007 году Суккот празднуется с 27 сентября по 3 октября, в 2008 – с 14 по 21 октября.

Суккот – совершенно особый праздник среди всех еврейских праздников. Это общенародный «праздник сбора» – праздник урожая. Урожай на полях и в садах уже, в основном, собран, и теперь земледельцы могут отдохнуть от трудов до первых дождей.

Суккот – это время просьб о дожде для полей, и потому еврейские мудрецы говорят: «В праздник Суккот выносится приговор о воде». Это значит: Всевышний судит мир и решает, открыть или «замкнуть» небеса; то есть, быть году дождливым или скудным дождем и росой. Все обычаи и обряды праздника связаны с водой, с надеждой на дождь. Ведь Израиль – особая земля. В ней очень мало водных источников, человеческое существование здесь прямо зависит от ниспосылаемых небом дождей.

Заповедь радоваться в этот праздник упоминается в Торе трижды. Одной из самых веселых и радостных церемоний Суккот в древности было «веселье черпания воды». Суккот насыщен весельем и в наше время. На праздничное угощение приглашаются не только родные и близкие, но даже малознакомые люди, и это особенно важно для тех, кто нуждается в дружеской и моральной поддержке.

Поздно вечером, после завершения Судного Дня, собираются вместе семьи и друзья и начинают строить «кущу». Это главный атрибут праздника. Сукка представляет из себя лёгкий шалаш, обычно сооружаемый из досок, веток, материи. Крышу – схаха – , как правило, делают из хвойных веток. Обязательное условие – через крышу должны быть видны звёзды. Такая крыша, понятно, не слишком надежно укрывает от непогоды, но именно в этом ее назначение в праздник Суккот: она символизирует отказ от иллюзии, что надежным дом делает крыша. Безопасность и надежность нашего существования зависят совсем от иных причин.

Заповеди пребывать в сукке во всех поколениях давалось множество разных объяснений и осмыслений. Например, в том, чтобы человек помнил о бедности, даже будучи богатым, и не возгордился.

Есть близкие к этому объяснения: Всевышний установил праздник Суккот именно в пору сбора урожая, чтобы человек, собирая «с тока... и с давильни» своих, каждый раз вспоминал, что в пустыне у него не было ни своего дома, ни своего надела, и благодарил Всевышнего за то, что нынче дан ему и надел, и дом, полный всякого добра.

Еще одним атрибутом праздника является «арба миним» – четыре вида растений: во время утренних молитвенных собраний каждый берет в руки ветвь финиковой пальмы (лулав), две ветви речной ивы (аравот), три ветви мирта (адас) и цитрусовый плод (этрог). Эти растения предназначены для благословения и символизируют единство еврейского народа. Каждый день в праздник кущей берут в правую руку лулав, в левую этрог и потрясают ими на четыре стороны света, а также вверх и вниз. Этот обряд имеет много символических значений, связывающих его с признанием всемогущества Бога.

Вечерами, под пение и танцы, в синагоге проводится церемония раздачи воды.

Симхат Тора (Праздник Торы)

Праздник Симхат Тора не указан в Библии – это народный праздник, в котором находит выражение радость евреев о дарованной им священной Торе. В день Симхат Тора заканчивается годовой цикл чтения Торы (она разделена на 54 недельные главы). Симхат Тора отмечается по окончании праздника Суккот. В 2007 году праздник Симхат Тора приходится на 5 октября, в 2008 году – 21 октября.

Религиозный смысл праздника Симхат Тора – это радость от завершения чтения Божьего Слова и от возможности вновь приступить к его постижению.

На протяжении тысячелетий сформировались незыблемые традиции проведения праздника. В синагоге в этот день царит особая атмосфера веселья и радости.

Кульминацией праздника является вечерняя служба, во время которой проходит церемония «Акафот» (гакафот), что означает «идти по кругу, обхватывать». Основное её содержание заключается в следующем: имеющиеся в синагоге свитки Торы раздают наиболее уважаемым членам общины и те торжественно проносят их по молитвенному залу. Все остальные присутствующие радостно танцуют вокруг этой процессии. Церемония повторяется 7 раз подряд, причём каждый раз свитки передаются другим людям. Тут же устраивается угощение.

На следующий день утром также совершается обряд «Акафот». Во время синагогальной службы все молящиеся разделяются на небольшие группы, и каждая такая группа использует свой собственный свиток Торы из числа хранящихся в синагоге. В субботу после Симхат Тора начинают новый цикл чтения Торы.

Ханука

5 декабря 2007 года, 22 декабря 2008 года.

Еврейский праздник свечей, которые зажигают в честь чуда, происшедшего при освящении Храма после победы войска Иегуды Маккавея над войсками царя Антиоха в 164 году до нашей эры. Этот праздник начинается 25-го числа еврейского месяца кислева и длится восемь дней.

В 332 году до н.э. Иудея добровольно перешла под власть Александра Македонского, который придерживался политики невмешательства в религиозную жизнь евреев. После смерти Александра в 323 году до н.э. и множества войн, которые вели между собой его наследники, к власти пришла египетская династия Птолемеев и последующее столетие прошло в состоянии относительной стабильности.

В 198 году до н.э. Птолемеи были разгромлены Селевкидами (ассирийскими греками), в руки которых попала и Иудея. Поначалу общая ситуация казалась неизменной и даже отчасти улучшилась. Евреи получили письменные гарантии, подтверждающие их право жить «по законам своих отцов», и налоговое бремя было несколько уменьшено. Но затем Селевкиды начали предпринимать попытки эллинизировать евреев. Греческая философия и культура постепенно стали проникать в еврейскую среду. В 175 году до н.э. к власти пришел Антиох Епифан, при нем эллинизация негреческого населения приобрела особо жесткие формы. Тора стала запретной книгой, соблюдение еврейских законов – серьезным преступлением, повсюду были установлены идолы. Антиох дал свое имя Иерусалиму, храмовые сокровища были конфискованы, а сам Храм разграблен.

В ответ в Иудее началось восстание под предводительством семьи Маккавеев. По сравнению с войском Антиоха, повстанческая армия была малочисленна, плохо вооружена и подготовлена. Возглавлявший армию Иегуда Маккавей, понимая это, избегал открытых сражений, не давая противнику возможности воспользоваться численным преимуществом. Нападая на отдельные отряды греков, повстанческая армия одерживала одну победу за другой. За три года она вытеснила завоевателей с территории страны и освободила Иерусалим, доказав, тем самым, что высокая цель и сила духа порой имеют решающее значение.

Предание гласит, что, поднявшись на Храмовую гору, евреи нашли в Храме масло для лампад, достаточное для поддержания огня лишь в течение одного дня. Однако чудесным образом огонь в золотой меноре горел целых восемь дней, в течение которых приготовили новые запасы масла. Так был заново освящен Храм. В память об этом событии в праздник каждый вечер зажигают свечи: одну– в первый день праздника, две– во второй, три– в третий и так далее, до восьми, используя для этого, как правило, специальный подсвечник – ханукию. Еврейская мудрость гласит: «Немного света достаточно для того, чтобы рассеять большую тьму».

В Хануку у детей каникулы, принято дарить им игрушки и давать деньги. О давних событиях напоминает также игра в ханукальный волчок, на каждой из четырех граней которого написана первая буква слов фразы «Чудо великое было здесь» (если дело происходит в Израиле) или «Чудо великое было там» (в диаспоре).

Ту би-шват

В этот день, называемый в Израиле Ту би-шват, обычно заканчивается сезон дождей и природа возрождается. Ту би-шват – это 15-е число месяца шват по еврейскому календарю, т.е. 22 января (дата для 2008г.). В иудаизме существует четыре хронологии, четыре календаря, согласно которым измеряется возраст четырех миров. Согласно одному календарю (первый месяц которого – нисан), отсчитывается история Израиля, согласно второму (первый месяц которого – тишрей) – история всего человечества, согласно третьему календарю (первый месяц – элул) измеряется возраст животных, и согласно четвертому (первый месяц – шват) – растений.

В древнем еврейском государстве было принято, как предписывает Тора, ежегодно отделять десятину от урожая плодов в пользу священников и левитов, занятых службой в Храме, не имевших земельных наделов, и десятину в пользу бедных. Поскольку такое действие должно производиться ежегодно, то запрещено было отделять десятину от урожая одного года в счет урожая другого года. Праздник Ту би-шват установлен мудрецами для отделения урожая одного года от урожая другого. Относительно деревьев имеется еще и дополнительное обстоятельство: закон запрещал использовать плоды растения на протяжении первых трех лет его плодоношения, а для того чтобы знать возраст растения, необходимо строго установить день его рождения. Им и признается Ту би-шват. В этот день нет запретов на работу, он не отмечен призывом к праздничному веселью, и он никак не упоминается в молитвах. Но сложились некоторые традиции его празднования.

После разрушения Второго Храма в 70 году н.э. многие евреи были вынуждены покинуть землю их отцов. Поскольку не стало еврейского Храма и государство распалось вместе со всеми его законами, то и празднование Ту би-шват перестало существовать. За годы опустошений и войн были уничтожены многие леса и рощи. Постепенно земля превратилась в пустыню.

С возникновением сионистского движения начался новый этап в истории развития праздника. Иммигранты, вернувшиеся в землю их отцов, понимали, что необходимо преодолеть пустыню, осушить болота и превратить землю в цветущий сад. В 1890 году 15 швата директор школы, писатель и историк Зеэв Явиц вышел со своими учениками, чтобы посадить деревья. Так была создана новая традиция в стране: сажать деревья в Ту би-шват. Цветущее миндальное дерево уже в начале поселенческого движения превратилось в символ праздника. В России принято сажать комнатные растения, петрушку, укроп.

Отмечая Новый год деревьев, евреи вспоминают сказанное в Торе о фруктовых деревьях: нельзя не только срубать, но и ломать их, ибо они дают плоды человеку. У человека много общего с деревом. Так же, как и дерево, человек силен своими корнями. Именно корни, хотя они и не видны, дают силу дереву и человеку. Крона дерева – как жизнь человека, плоды дерева – как дети.

Праздничная трапеза состоит из злаков и фруктов, произрастающих в Израиле. Это – пшеница, рожь, маслины, финики, виноград, инжир, гранат, упомянутые в Торе, и другие. В этих трапезах обращается внимание на порядок потребления плодов в связи с их происхождением, с соотнесением их съедобных и несъедобных частей. По разным традициям, на столе должно быть семь, пятнадцать или даже пятьдесят видов плодов!

В последнее время празднование Ту би-шват обрело дополнительный смысл. Неделя, на которую выпадает праздник, стала временем походов и экскурсий, призванных будить в людях любовь и бережное отношение к природе. Сложилась традиция: в Ту би-шват тысячи людей, дети и взрослые, участвуют в массовых посадках деревьев. Ту би-шват широко отмечают не только израильтяне, но и евреи диаспоры. Особой популярностью этот праздник пользуется среди сторонников природоохранных организаций.

Пурим

Праздник в память о чудесном спасении евреев в Персидском царстве более 2400 лет назад, в период правления царя Артаксеркса, получивший название от слова «пур», что означает «жребий».

С помощью жребия советник царя Аман определил день– 13 адара, когда следовало истребить евреев Персии. Почему именно евреев? А потому, что перед этим заносчивым сановником все, по его указу, должны были становиться на колени, а возле дворца ему на глаза все время попадался Мордехай, родственник жены царя, и не преклонял колен, поскольку на колени евреи становятся только перед Богом. Пошел тогда Аман к царю и доложил: в царстве твоем есть народ гордый, непочтительный, вышестоящим не кланяющийся. Аман попросил разрешения, чтобы в назначенный день любой мог убить еврея, а его имущество взять себе. За это он пообещал пожертвовать в казну 10000 серебренников.

Указ о геноциде Артаксеркс подписал, поскольку слово «евреи» ничего ему не говорило и он не знал, что его жена-красавица Эстер (Эсфирь) – еврейка. А Мордехай потому и проводил дни и ночи у дворца, что обещал это своей воспитаннице-сироте. Ей, молодой царице, было одиноко и страшновато вдали от родного дома. Случилось так, что в одну из ночей Мордехай услышал разговор двух стражников, замышлявших убить царя. Немедленно донес на них, преступников схватили, а его поступок записали в дворцовые книги. В одну из следующих ночей царю не спалось и ему читали эти книги. Узнав, что его спаситель еще никак не награжден, он позвал Амана и спросил, как следует поступить с человеком, которому царь многим обязан. Аман решил, что царь хочет наградить его и сказал, что такого человека нужно одарить дорогой одеждой, посадить на хорошего коня, а коня провести по улицам столицы, громко объявляя: «Так поступает царь с теми, кто оказывает ему услугу». Царь согласился и приказал Аману наградить Мордехая именно так. Аман разозлился еще больше, ведь он даже уже выбрал дерево, на котором собирался Мордехая повесить 13 адара.

Мордехай рассказал Эстер о планах Амана и попросил сделать все для спасения евреев. Эстер пригласила царя (и Амана) на пир, который так понравился ему, что он обещал исполнить любое ее желание. Бросившись царю в ноги, Эстер стала молить его отменить указ об истреблении евреев. Артаксеркс страшно разгневался на Амана, вышел в сад обдумать ситуацию и, вернувшись, застал Амана у ложа Эстер. Тот молил ее о заступничестве, но, объявив, что Аман покушался на честь царицы, Артаксеркс приказал повесить его на том самом дереве, на котором советник собирался повесить Мордехая. Однако царский указ не мог быть отменен, и пришлось царю издать еще один: евреям разрешалось защищать свою жизнь и свое имущество и забирать, в случае победы, имущество того, кто на них нападал. Так коварный замысел Амана обернулся против него самого и всех, кто выступил против евреев.

С тех пор два дня после этой даты стали днями празднования и пира, в еврейских общинах проводятся театрализованные представления, карнавальные шествия, принято посылать знакомым праздничное угощение. Пекут маленькие треугольные пирожки с джемом, они называются гоменташи (уши Амана). Хотя к вину в еврейской традиции отношение сдержанное, именно про этот день в Талмуде сказано: в Пурим нужно обязательно напиться так, чтобы не отличать «проклятий Амана» от «благословений Мордехая». В канун праздника в синагогах читают «Свиток Эстер» и при каждом упоминании имени Амана стучат трещотками. Празднуют Пурим 20 февраля (дата для 2008 года). В високосный год по еврейскому календарю (например, 2005, 2024) два месяца адар, и Пурим, который празднуется в первый из них, называется Пурим-катан (малый Пурим).

Песах

Песах, или Пасха, – самый древний из еврейских праздников, он связан с одним из важнейших событий в еврейской истории – с Исходом из египетского рабства около 3300 лет назад, в 2448 году по еврейскому календарю.

Праздник Песах отмечает цепь событий, вследствие которых евреи стали народом. Израильтяне пришли в Египет как одна семья – род Иакова, состоявший из семидесяти человек, а вышли как народ, насчитывавший шестьсот тысяч. Поначалу род Иакова был радушно принят в земле Гошен (одной из провинций Египта), но когда евреев стало «слишком много», к ним были приняты особые меры. На всех жителей страны была возложена трудовая повинность, на евреев – особенно тяжелая. Дома евреев прослушивались и досматривались, новорожденных первенцев убивали (по легенде, фараону предсказали неисчислимые беды по вине еврейского первенца).

Моше (Моисей) и был тем самым первенцем, которому было суждено выжить и спасти свой народ. Удивительное стечение обстоятельств спасло мальчика от неминуемой гибели от рук египтян и привело к тому, что воспитывался он во дворце фараона, но всегда ощущал себя частью своего народа. За убийство египтянина, избивавшего еврея, он был приговорен к смерти, бежал, много лет жил в странах Африки и Среднего Востока. Однажды, перегоняя стадо овец через Синайский полуостров, увидел горящий, но не сгорающий куст (неопалимую купину). Из огня раздался голос Всевышнего, повелевающего Моисею отправиться в Египет и вывести евреев из рабства.

Название «Песах» одни исследователи трактуют как «переход», исход из земли Египетской, другие связывают с историей праздника. Фараон не хотел отпускать евреев, и Бог наслал на Египет десять «казней»: превращение нильской воды в кровь, появление несметного множества жаб, неодолимых полчищ вшей, диких зверей, падеж скота, язвы, гибель урожая от града и саранчи, сплошной трехдневный мрак и, наконец, гибель первенцев. Бог умертвил первенцев египтян, но пропустил («пасах» на иврите) дома израильтян. Еще «Пе-сах» толкуется как «уста говорящие», и это, конечно, соответствует тому, что главная заповедь Праздника Песах – говорить, рассказывать об истории Исхода.

Песах – праздник весны, символизирующий пробуждение природы, обновление мира и освобождение человека. Это праздник обретения свободы и достоинства. Евреи должны были выбрать из скота, к которому они были приставлены в качестве пастухов (и который не погиб, как скот египтян), молодых агнцев, зарезать их, зажарить и съесть «с горькими травами и опресноками». Барашков, которые для египтян были священными животными, требовалось не просто съесть, но сделать это открыто, на глазах у египтян, а за несколько дней до этого необходимо было при свете дня пометить косяки дверей своих домов кровью этих баранов. А в ночь, когда в каждой семье египтян погибли первенцы, смерть обошла стороной все еврейские дома, помеченные таким образом.

Существует легенда, что перед Исходом не успели заквасить тесто, поэтому напекли пресных лепешек. Правда, есть свидетельства, что пастушеский праздник опресноков отмечали еще до Моисея. Но до сих пор маца– пресные лепешки, которые полагается есть в Песах, – напоминание о хлебе, который ели евреи, спешно покидая Египет. Спешка была не напрасной: египетская армия во главе с фараоном гналась за ними по пятам. Но на седьмой день Исхода Красное море расступилось перед евреями, а затем сомкнуло свои воды над головой египтян.

Праздник длится семь дней с 15-го по 21-е число весеннего месяца нисана по еврейскому календарю. Песах, так же как Суккот и Шавуот, – это праздник паломничества в Иерусалим для жертвоприношений. Празднование начинается 14 нисана вечером (в 2008 году – 20 апреля), когда вся семья и гости, пришедшие в дом, собираются за праздничным столом и читают Пасхальную Агаду – историю Исхода евреев из Египта. Эта трапеза называется седер («порядок» на иврите) и является важнейшей частью праздника. Пасхальный седер проводится в определенном, строго установленном порядке, где каждому действию отведено свое место и свое время. «В каждом поколении должен еврей смотреть на себя так, как будто он сам, лично вышел из Египта». Праздничная трапеза в миллионах еврейских семей во всех странах мира на протяжении веков, с соблюдением одних и тех же обычаев – это удивительное явление, помогающее понять, как удалось евреям остаться единым народом в условиях многовекового рассеяния.

День, следующий за пасхальным седером, – это первый день праздника. Для религиозных людей – это день молитвы и отдыха, когда запрещена всякая работа. Для светской части населения страны– это выходной день, который принято проводить с семьей, друзьями, близкими. Далее следуют пять дней, так называемых полупраздников. И завершает пасхальную неделю еще один праздничный день.

Шавуот

Шавуот – праздник дарования Торы, то есть нравственного закона, свободному еврейскому народу. Он отмечается 6-го числа еврейского месяца сиван и является в Израиле выходным днем. В 2008 году Шавуот празднуется 8 июня.

На иврите слово «шавуот» означает «недели» – семь недель, отсчет которых начинается со второго дня Песаха. По преданию, в этот день Моисей получил на горе Синай скрижали Завета с десятью заповедями. Заповеди содержат основы всей человеческой морали, без которой не может обойтись ни один народ и ни один человек. Кроме того, Моисей получил устные заповеди, часть которых записал (получился свиток Пятикнижия – Письменная Тора), а часть – Устная Тора – были записаны только через 1500 лет, после разрушения Второго Храма. Запись Устной Торы представляет собой многотомное произведение – Талмуд, а также много других книг, в свою очередь объединенных общим названием Мидраш.

Как и многие другие еврейские праздники, Шавуот отмечает не только определенное историческое событие, но и наступление нового сезона года, завершение очередного сельскохозяйственного цикла. Шавуот праздновался в начале сезона жатвы пшеницы. Это последний из трех паломнических праздников. В древности в этот день в Храме делали второе приношение пшеницы нового урожая. Из пшеницы свежего помола выпекали два каравая и несли их в Храм. Другой жертвой были самые лучшие первые плоды, первые фрукты. В наши дни в Шавуот в синагогах выносят свиток Торы и читают рассказ о том, как она была дарована, текст десяти заповедей и фрагмент, рассказывающий о законах празднования Шавуот в Храме. Существует также традиция в канун праздника всю ночь читать Тору.

Праздничная трапеза в Шавуот обязательно включает молочную и мучную пищу: сыр, творог, сметану, блинчики с творогом, пироги, торты, коврижки с медом, вареники, пирожки или блины с сыром. Этот обычай берет начало со дня вручения Торы. Вернувшись в лагерь от горы Синай, евреи довольствовались молочной пищей. С тех пор, отдавая дань прошлому, на Шавуот перед обедом едят что-либо молочное и лишь затем в отдельной посуде подают праздничные мясные блюда.

В сельскохозяйственных поселениях и в киббуцах Шавуот – это веселый праздник урожая, когда созревают зерновые и первые плоды, в том числе и семь видов, упомянутые в Торе: пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранаты, маслины и финики. Дети идут в школу или в детский сад с венками на головах и с корзинками, полными свежих фруктов. Синагоги и дома украшают зелеными ветвями и гирляндами цветов и фруктов, окна домов – бумажными аппликациями. Поэтому в канун праздника и дети, и взрослые заняты вырезками. Выпускники еврейских религиозных школ, а также высших учебных заведений заканчивают занятия и получают аттестаты и дипломы в канун праздника Шавуот. Этот праздник символизирует приобщение к истинному Завету не только евреев, но и представителей других народов. В этот день в синагоге читают также книгу Библии Мегилат Рут. Рут была моавитянкой, перешедшей в еврейство, и стала прабабушкой царя Давида, поэтому существует обычай в праздник Шавуот посещать могилы царей из дома Давида.

 

На главную

Наверх

 

Hosted by uCoz