ПРАЗДНИКИ НАРОДОВ ПРИКАМЬЯ

На главную

 

 

ПОЛЬСКИЕ ПРАЗДНИКИ

Вигилия и Боже Народзене (Гвяздка)
(Сочельник и Рождество)

24 декабря, сочельник, не является в Польше выходным, но уже во второй половине дня не работают учреждения, офисы, магазины. Накануне Рождества, когда всходит в небе первая звезда, вся семья в нарядной одежде встречается на торжественном ужине. Все делятся облатками, поздравляют друг друга с праздником и желают всего наилучшего.

На столе постные блюда: борщ с пельменями, жареный и заливной карп, вареники с капустой и грибами, компот из сухофруктов, сладкие пироги, по традициям некоторых районов Польши – кутья. В комнате стоит украшенная елка, а под ней лежат подарки для всех членов семьи. Как правило, все за столом поют колядки и вспоминают уходящий год.

После сочельника, в 12 часов ночи, в костелах начинается рождественская месса.

В первый день рождественских праздников – 25 декабря  члены семьи встречаются за столом на торжественном завтраке. На второй день ходят в гости к родственникам или принимают гостей у себя дома. Во время праздников царствует веселое рождественское застолье. На столах появляются, в частности, мясные блюда и сладкие пироги.

Сыльвестер и Новы Рок
(Сильвестр и Новый год)

Встреча Нового года в Польше называется Сильвестром – от имени святого Сильвестра, римского епископа, который умер в 335 году. Вопрос: «Куда пойдёшь на Сильвестра?» означает – «Где будешь встречать Новый год?».

Существует легенда, что святой Сильвестр в 314 году изловил Левиафана, страшное чудовище. Считалось, что в 1000 году Левиафан вырвется на свободу и наступит конец света. Ко всеобщему облегчению, этого не случилось. И с тех пор люди празднуют это событие, наряжаясь в маскарадные костюмы и называя себя Сильвестр-клаусами.

День именин Сильвестра является в Польше рабочим днем, но уже в пятом часу все учреждения и магазины закрыты. Поляки встречают Новый год на вечеринках, в ресторанчиках, в клубах, на балах, на центральных площадях городов или у себя дома. Некоторые празднуют этот день на природе – в частности, в горах или за рубежом.

Рождественские каникулы продолжаются от Рождества 25 декабря до Крещения 6 января (од Божего Народзеня до Тшех Крули). Последний праздник носит по-польски несколько названий: Богоявление (Крещение Господне, День трех королей-волхвов, Эпифания)

Крещение Господне

В Новом Завете рассказывается о путешествии трех волхвов-королей – Каспара, Мельхиора и Бальтазара – с Ближнего Востока за звездой Вифлеема, указанной им ангельским хором.

Когда-то считалось, что три короля могли предотвратить удары судьбы и отвести все злое от человека, его дома и скота. По евангельской легенде, они поклонились лежащему в яслях новорожденному Иисусу и преподнесли ему богатые дары.

В этот день на дверях некоторых католиков чертятся освященным мелом буквы «КМВ» и рядом с ними – текущий год.

День бабушки в Польше

21 января. В этот день в Польше маленькие и взрослые внуки поздравляют своих бабушек с их праздником.

Как правило, дарят им цветы и подарки, обязательно заходят в гости. Бабушки с радостью встречают своих внуков и, как правило, угощают сладкими пирогами.

День дедушки в Польше

22 января. После отмечаемого в Польше 21 января, Дня бабушки, маленькие и взрослые внуки поздравляют своих дедушек с их праздником. В этот день внуки   заходят к дедушкам и бабушкам в гости, как правило, дарят им мелкие подарки, вручают цветы.

Мажанна и Гайк Зелены
(Проводы зимы – Масленица. Праздник зелёной веточки)

Маржамна (Марена, Моремна, Морамна, Марцана, Мамра, Мора) – общеславянская богиня плодородия и жатвы.

Ма(р)жа(н)на наряду с другими мифическими существами этого типа – Живеной, Желей, Купала (в ипостаси Купальницы)  восходит к языческим представленям очень глубокой древности, разработанной в книге Д. Фрезера «Золотая Ветвь». Сама богиня  – ипостась древнейшей Великой Матери  – хозяйки жизни и смерти.

Это персонифицированный дух умирающего и воскресающего божества растений. Морены и купалы (купальницы) – это соломенные чучела, куклы, уничтожаемые в время обряда, их растерзывают на части, сжигают, топят, совершая обряд погребения и ритуального оплакивания. Эти обряды широко распространены не только у славян, но и у всех индоевропейских народов, что говорит об их древности, изначальности.

В польской традиции Мажанна воспринимается именно как символ зимы и смерти. С этим и связан обряд утопления Мажанны (Топене Мажанны).

Мажанной называется и изображающая богиню кукла, которую особым ритуальным способом сжигают и топят в день весеннего «Света Ярого», то есть в день весеннего равноденствия 21 марта, либо в первое воскресенье после полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия, призывая весну. Этот обычай, восходящий к языческим обрядам, должен был в наступающем году увеличить урожай.

Куклу делают из соломы, обматывают ее белым полотном и украшают вышивкой и бусами. Традиция предписывала, чтобы группа детей с Мажанной и зелеными ветками вереска в руках обходили все дома в деревне. По дороге Мажанну притапливают в каждой встречающейся воде. Вечером кукла переходит к молодежи. В свете горящих веток вереска Мажанну изгоняют из деревни, поджигают и бросают в воду. С утоплением «Смертихи» связаны и некоторые запреты: нельзя касаться плывущей куклы –  река пересохнет; нельзя оглядываться возвращаясь – заболеешь; споткнешься и упадешь – помрешь в течение года.

Неджеля Пальмова. Бельки Тыджень
(Вербное воскреснье. Пасхальная неделя)

Пальмовое (Цветное, Вербное) воскресенье – это перемещаемый праздник в христианском календаре, отмечаемый за 7 дней до Пасхи (Вельканоц). Начинается Пасхальная неделя. Она отмечается в честь прибытия Христа в Иерусалим. По католическому обряду этого дня верующие приносят в костел пальмовые ветви  – символ возрождающейся жизни.

Традиция праздновать Пальмовое воскресенье идет в Польше со средневековья. Ее смысл – в приготовлении к празднику, посвященному смирению, очищению от грехов и переживанию мук Христовых.

Вельканоц (Великая ночь. Пасха)

Обычно празднуются два дня: воскресенье и понедельник. Утро пасхального воскресенья (в 2008 году это 23 марта) начинается с праздничной мессы в костеле, после чего поляки садятся за праздничный стол. За этим столом по традиции должны собраться все поколения одной семьи. Праздничная трапеза начинается с молитвы. Завтрак состоит из освященной пасхи, яиц, хрена, мяса и колбасы.

Щмигус-Дынгус («Мокрый понедельник»)

Первый день после Пасхи (понедельник). Праздник молодых. Весёлое обливание водой. Чем больше облита девушка, тем большим успехом она пользуется. Обычай держится не только в деревне, но и в городах. Поляки щедро поливают друг друга водой. Водяные «бомбы», пакеты, наполненные водой, падают из окон на мостовые и головы прохожих, взрываются в вагонах метро, обливая пассажиров, но никто не жалуется, наоборот, все довольны. Считается, что вода приносит здоровье, удачу, прибыток в хозяйстве. Остаться сухим в «мокрый» день – примета крайне плохая.

Зелёне Щфёнта.
Праздник Святой Троицы (Зелёные святки)

Зелёне Щфёнта – это польское народное название майского праздника, хотя многие ученые изначально связывают его с дохристианскими обрядами праздника весны (с силой деревьев, растений, плодородия), а в настоящий момент он связывается с церковным праздником сошествия Святого Духа.

Народные обычаи, связанные с Зелеными Святками, имеют своим источником языческую обрядность. Вписанные в ритм природы, они выражают ожидание наступления лета. Их архетип  магические практики, которые должны были очистить землю от водяных демонов, отвечавших весной за процесс произрастания. Эти действия должны были обеспечить обильный урожай. Для этого жгут костры, дома украшают зелеными ветвями, цветами. Скот окуривают дымом от горящих освященных целебных трав, убирают венками и цветами, а по спине и бокам – яйцами. В более поздние времена засеянные поля обходили процессии с хоругвями и образами, и пели церковные песнопения. 18 мая 2008 года.

Собутка Щфентояньска (Праздник Ивана Купалы)

Ночь Купалы, Ночь Щфентояньска, Собутка – название славянского праздника, связанного с летним солнцестоянием  самой короткой ночью в году, обычно с 21 на 22 июня. Праздник огня, воды, солнца и луны, урожая, плодородия, радости и любви.

Праздник урожая (Дожинки)

Этнический славянский праздник, приходящийся на осеннее равноденствие (23 сентября). Праздник посвящен сбору урожая этого года. На нем благодарили Бога за нынешний урожай и просили, чтобы в будущем году урожай был еще больше. Само слово «дожинки» связано с центральным обрядовым предметом: последней горстью, снопом, который оставляли на уже убранном поле для полноты будущего урожая.

Нынешние дожинковые обычаи имеют как религиозный, так и народный характер, проводятся Игры, связанные с окончанием сбора урожая. Благодарность за урожай возносятся Богу и Божьей Матери, реже – славянским богам. Церемонией дожинок руководят Староста и Старостиха (Старощчина). Вначале вносятся дожинковые венки, сплетенные из колосьев, фруктов, орехов, других плодов и цветов. Потом Староста и Старостиха вручают хозяину каравай хлеба, испеченного из муки, смолотой из последнего сжатого хозяйского снопа. В качестве хозяина обычно выступал местный капеллан, а если праздник имеет светский характер, – то глава местной администрации. Далее возлагаются символические дары последнего урожая, фрукты, мясные изделия – это часто становится выставкой продукции местных производителей. Если праздник имеет религиозный характер, то совершается он в рамках литургического обряда. Обычно все завершается народным гуляньем.

Щфенто Змарлых (День Всех Святых)

Отмечается 1 ноября. Католическая церковь поминает всех святых, в костелах проходят торжественные богослужения. Праздник усопших (2 ноября) поляки тоже предпочитают отметить 1-го – в выходной день.

Праздник усопших – День поминовения. Поляки поминают и чтят память умерших, зажигают на их могилах лампады, кладут хризантемы. Это день глубоких раздумий и воспоминаний. Это праздник посвящен тем, кто умер и находится в чистилище. Сократить их срок очищения от грехов могут живущие на земле с помощью молитв, покаяния и добрых дел. В этот день навещают могилы родных и знакомых.

Анджейки

Следующие два праздника, Анджейки и Миколайки, – любимые праздники молодёжи. Девушки гадают на замужество, а молодые люди дарят им подарки.

 

Праздник Анджейки отмечается 30 ноября. Название этого праздника пошло от имени «Анджей» (Андрей) – одного из самых популярных мужских имен в Польше. Этот праздник, относящийся к народным, отмечают не только Андреи.

Во время вечеринок молодые люди в городах и деревнях пытаются угадать, как сложится их жизнь. С этой целью выливают в воду растопленный воск и по его контурам пытаются увидеть силуэты тех, с кем встретятся на жизненном пути, за кого выйдут замуж, на ком женятся или силуэты, напоминающие различные символы.

Анджейки напоминают святочные гадания, проходящие в России накануне Рождества.

Миколайки

Миколайки празднуются 6 декабря. По традиции в этот день святой Николай (Дед Мороз, Сайта Клаус, в Польше – святой Миколай) приносит ночью подарки детям и взрослым. Поэтому родители детям и взрослые своим близким стараются незаметно положить подарок под подушку или в другое место (под кровать, на подоконник и т. п.).

Миколайки празднуют также в детсадах и в школах.

Непорочное зачатие Пресвятой Девы Марии

8 декабря.

Храмовый праздние пермского католического прихода.

 

На главную

Наверх

 

Hosted by uCoz