БЕЛОРУССКИЕ ПРАЗДНИКИ
Новый год
Отмечается в ночь на 1 января. В старину славяне отмечали Новый год 1 сентября, как год урожая, год новых надежд и свершений. Для белорусов Новый Год – это день, когда можно собраться шумной, веселой компанией, выехать на природу, на дачу или просто выйти в город, чтобы вместе проводить уходящий и весело встретить новый год.
Дети ждут
подарки от Святого Николая (Сьвяты Микалай) – это
белорусский Дед Мороз. Традиция участия в празднике Деда Мороза и
Снегурочки пришла в Беларусь в советское время, и теперь вместо святого Николая
некоторые дети ждут именно Снегурочку и Деда
Мороза.
Традиционно на Новый Год белорусы надевают причудливые костюмы, разрисовывают себе лица гримом и отправляются в центр
города. А дети ждут утра, чтобы найти под елкой или в специальных носочках, висящих на камине или на стене подарков от своего любимого героя – Святого Николая.
Рождество. Каляды
Рождественский сочельник, или навечерие Рождества Христова, отмечают православные верующие 6 января. Название праздника – сочельник – происходит от особой пищи, предписываемой на этот день церковным уставом – сочива: размоченных и разваренных зерен пшеницы или риса, чаще с медом, а также бобов, гороха и овощей.
Согласно
традиции, ужин в сочельник щедрый, но постный, состоящий
из 12 блюд в честь двенадцати апостолов. В этот день по
приходу из храма после утреннего богослужения верующие воздерживаются от
принятия пищи до появления на небе первой
звезды, которая символизирует звезду, взошедшую над Вифлеемом в момент рождения Христа. В ночь с 6 на 7 января в православных храмах совершаются
рождественские богослужения.
Традиционно с дохристианских времени в Беларуси 6-7 января отмечается Первая Коляда – конец шестидневного Пилиповского поста, начало
праздничных дней и вечеров. Этот праздник всем известен
под названием «Большая кутья», который отмечался в честь
зимнего солнцестояния (24 декабря по старому стилю). Позже значительный отпечаток на старинный языческий праздник Коляды
наложили традиционные христианские представления. Вторая кутья (Щедрая или Богатая Кутья) отмечалась через неделю в предвестие Нового года 31 декабря по старому
стилю. Третья Кутья завершала
праздники Коляды 6 января по старому стилю.
Перед Колядами с самого утра в каждом доме старательно убирали, вся семья мылась, а потом начинали готовить ужин. За стол
садились, как только на небе появлялась первая звезда (как и в христианской традиции). Под скатерть на праздничный стол обязательно подкладывали сено, что
воспринималось как напоминание о том,
что Иисус сразу после рождения был положен
на сено в хлеве.
Праздничный ужин складывался из нечетного количества блюд, среди которых чаще всего были квас с грибами, овсяный кисель, отвар из сушенных яблок и обязательно – кутья.
В некоторых частях Беларуси исполнялся очень интересный и стародавний обряд, который имел важное магическое значение: от имени самого Бога способствовать хорошей погоде и богатому урожаю. Перед началом ужина хозяин брал горшок с кутьей и три раза обходил дом, затем стучал в окно, а жена
из дома спрашивала: «Кто там стучит?» Хозяин отвечал:
«Сам Бог стучит с теплой мокрой весной, с горячим летом, с сухой и богатой
осенью». Жена должна была сказать: «Просим в дом».
Во время ужина, на который собиралась обычно вся семья, ели сначала другие блюда, а кутью – под конец. Каждый должен был попробовать все блюда, которые подавались на стол.
На Первые Коляды было принято до восхода солнца вить веревки и
обматывать ими стол в доме, чтобы летом кони не разбегались и не причиняли вреда засеянным полям. В этот день старались не ходить в чужие дома, чтобы животные
не сбегали со двора и не пропадали.
Существовали многочисленные народные приметы, связанные с погодой на Коляды (Рождество). Когда, например, первый день Коляд ясный – будет неурожайный год, а если хмурый, снег идет – урожайный. Если накануне вечером и ночью на небе много звезд,
летом будет много грибов; если в другой половине дня посыплет град – горох будет большой, если снег – будут хорошо роиться пчелы.
Благовещение
(Дабравешчанне, Звеставанне, Гуканье вясны)
7 апреля – праздник Благовещение. Праздник Благовещения особенно почитают женщины, которые видят в деве Марии идеал Матери, великой женщины с тяжелой, многострадальной, но счастливой судьбой.
Однако еще задолго до принятия христианства предки белорусов отмечали этот день как праздник прихода весны. Раньше в этот апрельский день люди выпускали на волю птиц, которых в
течение года держали в клетках: считалось, что это приблизит приход весны, окончательно прогонит зиму. В Беларуси известно поверье о том, что на Благовещение
обязательно прилетает с юга аист –
птица, которая пользуется в народе особым
уважением и любовью. В Полесье раньше существовал обычай выпекать на Благовещение ритуальную выпечку
с изображением лапы аиста – «голепу».
Зачастую
в этот день проводили обряд зазывания весны. Девушки
деревни выходили на возвышенность и пели до сумерек песни-веснянки. Селяне верили, что с этого дня приходит рабочий год, который принесет хороший урожай и счастье в дом. После праздника разрешалось начинать полевые работы. На Благовещение запрещалось кому-либо выходить на работу, копать землю.
Нельзя было давать в долг, чтобы на протяжении года
иметь всё необходимое в своём хозяйстве.
Если в этот день погода была теплой, это означало морозную осень, если же снег еще залежался, то осень ожидалась теплой. Дождливый
день предвещал богатый урожай, сухая погода – засуху. Считалось, что такая же
погода, как на Благовещение, должна
повториться и на Пасху.
Купалле
Древний языческий обряд проводится в пик летнего солнцеворота (22 июня), то есть в одну из самых коротких ночей, пору зарождающейся любви, начала всего живого. Важнейший момент обряда – зажигание ритуального огня, который должен гореть всю купальскую ночь. Считается, что такой огонь поддерживает силу солнца. Проводят ритуальные хороводы, прыгают через священный костёр, купаются на заре в очищенной воде. С Купаллем связано много поверий, обрядов, гаданий. Белорусы верили, что Купальская ночь полна волшебства: расцветает «папараць-кветка», деревья могут двигаться и разговаривать. Девчата на Купал л е плетут венки, пускают их в воду и гадают о своём будущем, о замужестве и своей судьбе.
Рождество Богородицы.
Богач
Богач
(другие названия: Багач, Ражство Божай мац!, Раство, Другая, Малая Прачыстая, Друг! святок, Спожка) – один из древнейших и наиболее важных сельскохозяйственных
праздников, который заканчивал цикл
урожая, отмечается 21 сентября и
совпадает с большим христианским праздником Рождества Богородицы.
Богач – лубок (корзина) с зерном, в середину которого вставлялась свечка. Зерно собирали с первого зажиночного снопа и по горсточке (жменьке) приносили жители всей деревни. Свечку
для Багача готовили под пение «дажынкавых» мелодий. Зажженная свеча, как
прообраз солнца, источник тепла, относит обряд к празднованию
осеннего равноденствия.
В дом, где находился Богач, приглашали священника. Совершался молебен, после которого лубок с зерном и зажженной свечой в сопровождении всех жителей проносили по деревне.
Потом участники праздника шли к следующей избе, в которую на год переносили
Богач. Считалось, что Богач должен приносить
всей общине, а особенно тому «гаспадару», в чьей хате он находится, благополучие, достаток, здоровье,
ведь собирали его «всем миром». В
этой хате проводилось обрядовое застолье. Богач стоял в красном углу под иконами целый год.
Во время празднования Богача проводились ритуалы поклонения и жертвоприношения Даждьбогу: резали барана или овечку. Хозяина, который жалел зарезать барана, предупреждали, что этого
барана съест волк. В день Богача или ближайшее воскресенье проходили осенние ярмарки – «шрмашы». В эти дни парни высматривают девчат, девушки знакомятся
с парнями. В честь такого праздника,
девушки покупают красные платки, бусы и ждут женихов. Во многих регионах
Беларуси свадьбы проходили именно осенью.