ЧУВАШСКИЕ ПРАЗДНИКИ
Нартукан (нартаван) или Сурхури
Корни этого языческого праздника уходят в древние времена, когда торжество устраивалось после зимнего солнцестояния – 22 декабря. В его
названии содержится слово «нога», что связано с
обрядом гадания: в древние времена в этот праздник девушки заходили ночью темный хлев с овцами и хватали их за ноги. Если оказывался баран, значит, стать девице чьей-то женой. Если овца – то сидеть красавице еще год в девушках.
Сурхури отмечался по чувашской традиции в складчину целыми селениями. Соседи выбирали большой дом и совместно накрывали стол. Языческими песнопениями праздник открывали самые маленькие его участники – дети. А после пиршества молодежь устраивала гадания. Именно тогда многие девушки и юноши находили себе пару, а весной игрались веселые свадьбы. Намного позже Сурхури стал праздноваться после Нового года в канун православных святок, 7 января.
Саварни (Масленица)
В 2008 году празднуется 9 марта. Для чувашского народа Саварни – праздник почитания солнца. В этот день пекут блины, устраивают катания на лошадях вокруг селения по ходу солнца, сжигают
чучело «Саварни карчаке».
Акатуй
Празднуется 30 июня. Акатуй (в переводе с чувашского языка
означает «свадьба плуга») является одним из главных национальных праздников чувашского народа. Он посвящен окончанию весенне-полевых работ. Издревле чуваши в
этот день собирались для того, чтобы
поздравить друг друга, встать в общий хоровод и спеть любимые песни,
искупаться в реке. Мужчины устраивали
спортивные состязания: керешу – борьба на поясах, бег, скачки. Дети
также пробовали свои силы в различных играх: в
лазании на шест, беге в мешках, перетягивании каната.
Традиционные блюда праздника – пода (пшенная
каша с салом), уха.
Иногда этот древний чувашский праздник
совпадает с празднованием православной Троицы.
Уяв
Праздник Уяв проводится в весенне-летний период. В его основе – игрища и хороводы. Суть народного торжества в общении после посевной, знакомстве суженных, пении хороводных песен, в которых в той или иной форме были обращения к силам природы с
просьбой о богатом урожае, обильном дожде. Слово «уяв» буквально означает «соблюдение», первоначально оно означало соблюдение традиционной обрядовой жизни,
а позднее так стали называть любой
праздник, обрядовое торжество. В 2007
году отмечался 7–8 июля