ПРАЗДНИКИ НАРОДОВ ПРИКАМЬЯ

На главную

 

 

НЕМЕЦКИЕ ПРАЗДНИКИ

Адвент

Адвент – это время с 4-го предрождественского воскресенья до Рождества, оно отмечено торжественным постом. Каждое из четырёх последующих воскресений перед Рождеством – тоже адвент (первый адвент (02.12.2007 и 30.11.2008), второй адвент и т. д.) В настоящее время символом адвента стал венок (Adventskanz) – зелёный венок из еловых веток, обвитый золотыми и красными лентами, с четырьмя свечами, зажигающимися последовательно в течение четырёх недель каждый воскресный вечер. В сочельник горят уже все четыре свечи.

Как и многие другие народные обычаи, этот в своей основе опирается на веру в магическую силу кольца. По церковному предписанию ленты этого венка должны быть не красного, а фиолетового цвета, соответствуя убранству церкви во время адвента.

Всё время адвента исполнено глубокого смысла подготовки к главному празднику года – Рождеству, каждая неделя проходит в трудах и обрядах.

Первое воскресенье адвента – обходы дворов, «бег Буттмандлей»: одаривание детей, сооружение Рождественских яслей.

Первые три четверга в адвент – обходы дворов стучальщиками: песни адвента.

Первые три субботы в адвент – обходы дворов: «бега Перхт», танцы.

4 декабря – День св. Барбары: ветки Барбары.

5 декабря – обходы дворов св. Николаем, детские шествия со звездой.

6 декабря – День св. Николая.

Второе воскресенье адвента – обходы дворов, «бег Буттмандлей»: одаривание детей.

13 декабря – шествие со свечами в День св. Люции.

Суббота перед 24 декабря – обходы дворов детьми с рождественской игрой.

Во время всего адвента – ношение статуи Марии, поиски приюта, ясельные представления, пастушеские игры и песни, песни адвента.

Прядение было важнейшей зимней работой женщин: до начала XX века собственноручно спряденное и сотканное полотно относилось к наиболее ценимой части приданого. Очень важна была и прядильня (Rockenstube, Spinnstube) – место, где девушки встречались для работы, часто при этом образовывались определённые группы, державшиеся вместе в течение всей зимней работы. Эти группы, бывало, всю жизнь были связаны друг с другом и помогали друг другу как родные. Допущенным на прядение парням также не разрешалось сидеть без дела: некоторые пряли, другие вязали чулки, часто при этом рассказывались истории и сказки о призраках и привидениях, играли в игры, загадывали загадки, пели песни. Для немецких колонистов в России зима – «длинное воскресенье», «время игрищ и всяческих свиданий» (А. Фауре).

Обычаи Дня св. Барбары, покровительницы горняков и артиллеристов, помощницы при опасности пожара и смертельной угрозе: зёрна злаков – символ этого дня – высаживают на влажную промокательную бумагу. Тогда к Рождеству поле зеленеет и образует ландшафт вокруг рождественских яслей. Ветки вишнёвого дерева и черёмухи приносят в дом, кладут на ночь в тёплую воду, а затем ставят в кувшин с водой. Воду надо менять каждый третий день, и тогда есть надежда на цветы к Рождеству, которые должны напоминать о побеге корня Иисусова. Ветки, которые оставались голыми, украшались золотой, серебряной или цветной бумагой – эта работа доставляла детям особую радость.

Рождественские ясли (die Weihnachtskrippe) повсюду украшают и обустраивают по-разному, в большинстве семей имеются фигурки, которые передаются по наследству. Одежда и жесты основных фигур канонизированы. Сооружение яслей начинается в первое воскресение адвента, при этом принято устанавливать части композиции воскресенье за воскресеньем, до сочельника.

Ясельные представления (Krippendarstellungen) – это представления сцен из Святого Евангелия, которые раньше проходили только в церквах и монастырях, а теперь также в школах и семьях.

Обходы дворов св. Николаем, покровителем судоходства, торговли и ремёсел, очень красочны. Обычный образ св. Николая – старый добродушный человек с длинной седой бородой, одетый иногда как епископ или монах. Но костюм мог быть и другим: старое платье, связки соломы на спине, цепь вокруг тела. В руке св. Николай держал розги, а на плече – большой мешок с подарками. Св. Николай справлялся у родителей о поведении детей. Выслушав ответ, св. Николай одаривал послушных детей орехами и сушёными фруктами, а непослушных бил розгами. Часто св. Николая сопровождали различные путники – ряженые в шубах, вывернутых мехом наизнанку, в разрисованных масках из картона и соломы. Они шествуют по улицам, щёлкая кнутом, звеня бубенчиками и цепями, которыми обвешаны, издавая всевозможные шумы колоколами и колотушками и отпугивая этим злых духов.

Бег Буттмандлей – это, в сущности, то же шествие св. Николая, но при этом его сопровождают Буттмандли, причудливые персонажи в масках из чёрной овчины или заячьего меха, полностью обёрнутые соломой, у некоторых есть рога, а тело увешано коровьими колокольчиками, производящими оглушительный шум. Их двенадцать, и они движутся вприпрыжку, а крестьяне окропляют их святой водой. Они же несут корзины с подарками, которые раздают детям после наставления св. Николая.

Образ св. Николая был значительно модернизирован: в современности, став Сайта Клаусом, он изображается на новогодних открытках разных стран в течение всего XX столетия.

Во время обхода дворов певцами-колокольщиками и стучальщиками (Glokeckensinger, Klopfgeher) поют песни адвента, красивые пастушьи и ясельные песни получают за это угощение или немного денег. Стучальщики стучали в двери маленькими деревянными молоточками. Они одевались в тулупы из овчины, держали в руках старые фонари, на шее – цитры и гитары.

В обходах дворов со звездой участвовали прежде всего дети, которые собирались вместе по несколько человек, переодевались в длинную мешкообразную одежду, приклеивали себе бороды и шли от дома к дому, в двери некоторых стучали палками и пели, за что получали своё угощение. Эти шествия называются Nikolauslaufen, Niklassingen. Иногда дети не только пели, но и танцевали вместе с жителями домов различные танцы, например Rundtanz.

Св. Люция – это образ середины зимы, день, который до конца XVI века считался самым коротким днём года (потом этим днём стали считать 21 декабря). В эту саму длинную ночь в году перед поворотом солнца зарождался свет, а вместе с ним жизнь наступающего года. Христианские образы этого дня: девушки, одетые в белые платья, с венцами невест на головах (Luciebräute), в которых были укреплены свечи. Эти девушки ходят от дома к дому и раздают подаяние. Языческая Люцельфрау бушевала по деревне в этот день, устрашая детей: укутанная в солому, она гонялась за лентяями и угрожала тем, что разрежет им живот и набьёт его соломой и булыжниками. В этот день катили огненное колесо, которое сталкивали потом в реку.

Обходы дворов в ночи стука и хлопания (Klopfeisnachte, Knoepflingsnächte, Anklopfete, Bochselnächte) происходит в Святые ночи перед Рождеством (а иногда имеются в виду только четверги во время адвента или все дни с первого дня адвента до Крещения) – дети или взрослые вместе с детьми ходят от дома к дому, хлопают прутьями, стучат молоточками по дверям, бросают в окна фасоль и горох, просят яблоки, орехи и пироги. Участники этих шествий рядились в различные рождественские костюмы, в том числе в Шьяхе Перхту (Scyiache Percyta), Рупрехта (Ruprecht), Горохового медведя.

Перхта – это одетая в чёрное старуха, с начернённым лицом и косматыми волосами, которая бегала по селу с горшком муки и бросала её людям в лицо. Рупрехт – замаскированный в солому и меха парень с прутом в руке и цепью вокруг туловища. Гороховый Медведь ходил в косматом одеянии из гороховой соломы.

Рождественская игра «Воспевание младенца Христа» (Christkindlsingen) разыгрывалась детьми в различных домах в последнюю субботу перед сочельником (24 декабря) по передаваемым изустно правилам. Роли при этом распределялись между детьми, у каждого из которых был строго предписанный костюм: например, у Марии – синий плащ и золотая корона, Кристкинд должен был быть в длинном до пят делом одеянии с серебряными обшлагами: в правой руке он держит маленькую украшенную ёлочку и имеет посеребрённые крылья. Два ангела одеты как во время причастия, у них так же, как у Марии, короны на головах. Остальные персонажи – это пастух и пастушка в соломенной шляпе и с корзиной цветов, ореховой палкой и меховой накидкой, Пётр – в епископской митре, с жезлом и большим ключом, Николай – в чёрном, отороченном мехом и украшенном золотыми звёздами плаще и с длинной бородой, и, наконец, Иосиф, который должен иметь старую фетровую шляпу на голове и ореховый посох в руке. В начале представления дети собираются у входа в очередной дом и в строго установленном порядке входят в комнату, где их уже ждут все собравшиеся обитатели дома. Начинает Кристкинд речетативом. Друг за другом выходят персонажи, пока все не окажутся рядом. Затем Иосиф, Мария и два ангела становятся на колени посередине, а остальные ходят по кругу вокруг них и поют рождественскую песню. В заключение звучит пастушеская песня и дети, получив деньги от хозяев, идут в следующий дом.

Обычай переноса статуи Марии (Frauentragen), «поиски приюта» (Herbergsuche), в прежние времена выглядел следующим образом: в предрождественские дни изображение Марии носили по вечерам от дома к дому, и каждая семья давала приют на одну ночь Божьей Матери. Всю ночь горела освящённая свеча, а на следующий день Богоматерь переносили в другой дом.

И в настоящее время дети могут переодеться в Иосифа и Марию и ходить по домам с пустой корзиной, собирая пожертвования для церкви. При этом звучит песня адвента.

Святочные ночи (Rauchnaechte, Zwoelften) – ночи с 25 декабря по 6 января – своё наименование и происхождение ведут, по одному предположению, от обычая за двенадцать дней и ночей междугодья выкуривать злых духов и избегать всего, что могло бы принести неблагополучие, а по другому предположению – это ночи, когда бродят косматые черти.

В течение двенадцати ночей или также «юлова времени» (Julzeit) в дохристианские годы царил всеобщий мир, оружие бездействовало, женщины не работали, в эти дни нужно было вернуть все взятые взаймы вещи, нельзя было стирать и готовить, а сны были вещими. Считалось, что в это время боги ходят по земле или же в Вотановой дикой охоте грохочут над облаками, поэтому хозяева оставались дома и приглашали к себе друзей, чтобы ещё больше усилить защиту дома, и праздновали всласть, радуя богов жертвенными дарами.

Рождество

Сочельник (24 декабря) –  святой вечер (Heiliger Abend), канун Рождества. В этот день убирают двор и дом, готовят различную выпечку, кушанья, украшают ёлку. Этот день постный, праздничная трапеза устраивается в католических семьях только после рождественской мессы, глубокой ночью.

В сочельник существует традиция одаривать детей. Подарки приносил Кристкинд – Христос-младенец в сопровождении различных масок. В роли младенца-Христа выступала девушка, одетая в белое одеяние, иногда две девушки: одна изображала Христа-младенца, другая – его слугу. Дарителем мог иногда выступать св. Николай, приносящий яблоки и орехи. Рождественские подарки напоминали о дарах, преподнесённых младенцу Иисусу волхвами.

Обходы дворов на Рождество (Weinachten) были приняты повсеместно, но везде проходили по-разному. Святочные певцы исполняли рождественские песнопения, совершая обходы по деревне и получая за это подарки, выпечку, яблоки, орехи и деньги (обычно в сочельник). Иногда эти обходы выливались в маскарадные шествия, когда певцы переодевались ангелами, тремя волхвами. В шествиях могли участвовать также Шиммельрайтер, Дикий Охотник, козёл, аист, медведь и другие маски. Помимо пения в таких шествиях исполнялись танцы и пантомимы; танцы с обручами и мечами, танец дровосеков и многие другие.

Символы Рождества: Роза Христа (Die Christrose) – белоснежная роза должна напоминать о цветке Иисусовом, что расцвёл во тьме неспасённого мира. В сельской местности Роза Христа считается вещим цветком: в Рождественскую ночь в воду ставят 12 бутонов, каждый бутон означает один месяц, и погоду предстоящего года определяют по тому, как раскрываются бутоны, т.к. закрытые бутоны означают плохую погоду, а открытые – хорошую.

Розмарин тоже относится к старинным рождественским растениям, это волшебное растение, обладающее священной силой, с красными цветками и приятным ароматом, его запах источает благословение, и люди дарят друг другу маленькие букетики розмарина.

Красный и зелёный – классические цвета Рождества: красный напоминает о крови, что пролил за людей Христос, зелёный – это цвет Его веры в нас и нашей веры в Него. Зелёный и красный – это и цвета жизни, и если на ёлке зелень комбинируется с красными яблоками, свечами и рождественскими звёздами, то старинные правила соблюдены.

Святой ужин (Heiliges Mahl) обычно происходил после возвращения из церкви, но он мог быть и до мессы. Большое значение придавалось числу блюд (семь или девять), и это должны были быть кушанья, несущие в себе зародыши жизни: икра, мак, горох, бобы, яйца, рис и т.д. Выпекалось ритуальное печенье, кренделя и караваи. Часть выпечки дарили, часть съедали сами, часть давали скоту.

Новый год

Новогодняя ночь (31 декабря) – ночь св. Сильвестра (Silvesterabend), считается священной ночью, как Рождество и Крещение. Крестьяне окуривали комнаты, зажигали и оставляли гореть свечи от всенощной, пока не начинался Новый год. В эту ночь нужно было обязательно отпугивать злых духов, устраивая шумные шествия маскарадных персонажей, с фейерверками, грохотом; молодые парни в момент смены годы бушевали на улицах, щёлкали кнутами, звенели цепями, стреляли, трубили, громко пели и желали всем счастья. Влюблённые стреляли под окнами девушек, пели серенады, на домах писали новое число год, во время шествий, и прибивали или рисовали сердце или осла (в зависимости от отношения к хозяевам дома).

Пасха

Пасха (Ostern) (в 2008 году – 23 марта) считается одним из наиболее радостных праздников. Важную роль играют различные предпасхальные обряды.

Вербное воскресенье (Palmsonntag) – последнее воскресенье перед Пасхой, и этим воскресеньем начинается Страстная неделя. Считалось, что пальмовые или оливковые ветви после освящения их в храме защищают человека от злых сил. Из-за природных условий пальмы заменяются вербными веточками, самшитом или барвинком, можжевельником, пихтой и т.д. Шест (Palmstecken),увивается растениями, перевязывается фиолетовыми или зелёными лентами, на шест крепятся крест и пасхальные яйца. Дети несут шесты в церковь, где их освещают, а потом его несут домой, где ставят у распятия, ставят в чашу со святой водой или привязывают в хлеву к балке.

Страстная неделя (die Karwoche) называется также великой, тихой, святой, неделей плача, раскаяния и печали. Во время Страстной недели не должно происходить судебных разбирательств, не взыскивают долгов. В повседневной жизни в эту неделю нет танцев, празднеств, стрельбы и охоты, стараются вообще не шуметь.

Народ дал каждому дню этой недели своё название. Понедельник называют Синим, потому что в этот день католики покрывают алтарь синим сукном. Среду – днём Вотана или Неправедной (krummer Mittwoch), ибо в среду по легенде был осуждён Христос. Четверг называют Зелёным (Gruendonnerstag), а сначала он назывался Хныкающий четверг (Greindonnerstag). В этот день принято было съесть что-либо зелёное: у российских немцев, например, свежую зелень или зелёные щи с крапивой. Пятница (Karfreitag) – день печали и скорби, день смерти Христа. Соблюдался строгий пост, в церкви звучали траурные песнопения при молчащем органе, посещали кладбища. У немцев России было принято в этот день не зажигать огня, не топить печь, еду не варить. Кроме того, в деревнях прекращались всякие работы, и ни в коем случае ничего нельзя было прибивать, т.к. молоток и гвозди рассматривались как орудия истязания Христа. Суббота (Karsamstag)– день очищения. По народному обычаю дом отмывается и торжественно очищается к Пасхе, пекутся пасхальные хлеба, и всё приводится в порядок, занимаются окраской яиц.

Пасхальное воскресенье (Ostersonntag), или собственно Пасха зависит от начала весны и от полнолуния: её празднуют ежегодно в воскресенье после первого полнолуния после начала весны, после сорокодневного поста.

Особое значение имели пасхальные символы.

Пасхальная свеча (die Osterkerze) – это символ воскресения, её освещают у огня, вставляют в неё пять крупиц ладана, которые напоминают о пяти ранах Христа, и торжественной процессией вносят в храм и устанавливают на отдельном подсвечнике радом с алтарём и зажигают на каждом богослужении до Вознесения. От её огня зажигают все остальные свечи. Собственную пасхальную свечу относят домой и зажигают в течение года в болезни и нужде.

Пасхальный костёр (Osterfeuer) перед церковью зажигается в Страстную субботу, а ребята зажигают от него факел и приносят пасхальный огонь домой, чтобы разжечь огонь в очаге. Часто вокруг пасхального костра танцуют и сжигают соломенного человека (Иуду), поют песни о Вознесении.

Пасхальная вода считается особо благословенной святой водой, ею крестят детей, берут её с собой домой. Она обладает особой целительной силой и способствует поддержанию молодости и красоты.

Пасхальное дерево (Osterbaum) произошло от вечнозелёной туи. Оно состоит из деревянного остова не менее пятидесяти сантиметров с тремя поперечными перекладинами (самая длинная – нижняя, самая короткая – верхняя). Этот тройной крест плотно обвивают самшитом и цветной проволокой, устанавливают в большой, наполненный землёй горшок, и на каждую поперечную перекладину вешают по четыре пёстро раскрашенных яйца, символизирующих двенадцать месяцев.

Пасхальное яйцо (Osterei) в христианском смысле – символ Воскресения; по народному обычаю яйцо – символ плодородия и вечного возрождения жизни. С XII в. яйца стали красить, чаще всего в красный цвет – как цвет жизни, солнца, как цвет крови, которую пролил Христос. Затем яйца стали золотить, серебрить, украшать рисунками.

Пасхальный Заяц (Osterhase) с XVI в. приносит детям яйца: среди всех зверей он самый плодовитый, а кроме того он входит в свиту германской богини земли Гольды. Яйца нужно было предварительно найти, и дети искали гнёзда, изготовленные из первой весенной зелени, из цветов и мха. Это могли быть маленькие ивовые корзинки, которые перед Пасхой устанавливались в доме и в саду, и начиналась охота на Пасхального Зайца.

Принято было играть в пасхальные игры: разбивание яиц, катание яиц, бросание в яйцо, сбор яиц и многие другие. Игры обязательно сопровождались музыкой и пением.

Последнее воскресенье Пасхальной недели носило название Красная горка, или Фомино воскресенье – это день первого причастия, или конфирмации. Дома детей или подростков украшали зеленью и самшитом, обрамляли зеленью двери домов крёстных отца и матери. После службы пастор вместе с прошедшими конфирмацию отправлялся на кладбище, где они вместе сажали фруктовое дерево – символ того, как должна расти и развиваться их укрепившаяся вера.

 

На главную

Наверх

 

Hosted by uCoz