НЕМЕЦКИЕ ПРАЗДНИКИ
Адвент
Адвент – это время с
4-го предрождественского воскресенья до Рождества, оно отмечено торжественным
постом. Каждое из четырёх последующих воскресений перед Рождеством – тоже адвент (первый адвент (02.12.2007 и 30.11.2008),
второй адвент и т. д.) В настоящее
время символом адвента стал венок (Adventskanz) – зелёный венок из
еловых веток, обвитый золотыми и красными
лентами, с четырьмя свечами, зажигающимися последовательно в течение четырёх недель каждый воскресный вечер. В сочельник горят уже все четыре свечи.
Как и многие другие
народные обычаи, этот в своей основе опирается на веру в магическую силу
кольца. По церковному предписанию ленты этого венка должны быть не красного, а
фиолетового цвета, соответствуя убранству церкви во время адвента.
Всё
время адвента исполнено глубокого смысла подготовки к главному
празднику года – Рождеству, каждая неделя проходит в
трудах и обрядах.
Первое
воскресенье адвента – обходы дворов, «бег Буттмандлей»: одаривание
детей, сооружение Рождественских яслей.
Первые
три четверга в адвент – обходы дворов стучальщиками: песни
адвента.
Первые
три субботы в адвент – обходы дворов: «бега Перхт», танцы.
4 декабря
– День св. Барбары: ветки Барбары.
5 декабря
– обходы дворов св. Николаем, детские шествия со звездой.
6 декабря
– День св. Николая.
Второе
воскресенье адвента – обходы дворов, «бег Буттмандлей»: одаривание
детей.
13 декабря – шествие со
свечами в День св. Люции.
Суббота
перед 24 декабря – обходы дворов детьми с рождественской игрой.
Во
время всего адвента – ношение статуи Марии, поиски приюта,
ясельные представления, пастушеские игры и песни, песни
адвента.
Прядение
было важнейшей зимней работой женщин: до начала XX века собственноручно
спряденное и сотканное полотно относилось к наиболее ценимой части приданого. Очень
важна была и прядильня (Rockenstube,
Spinnstube) – место, где девушки встречались для работы, часто при этом образовывались определённые группы, державшиеся
вместе в течение всей зимней работы. Эти группы, бывало, всю жизнь были
связаны друг с другом и помогали друг другу как родные. Допущенным на прядение парням также не разрешалось сидеть без дела:
некоторые пряли, другие вязали чулки, часто при этом рассказывались истории и сказки о призраках и
привидениях, играли в игры,
загадывали загадки, пели песни. Для немецких колонистов в России зима – «длинное воскресенье», «время игрищ и всяческих свиданий» (А. Фауре).
Обычаи
Дня св. Барбары, покровительницы горняков и артиллеристов, помощницы
при опасности пожара и смертельной угрозе: зёрна злаков –
символ этого дня – высаживают на влажную промокательную бумагу. Тогда к
Рождеству поле зеленеет и образует ландшафт вокруг рождественских яслей.
Ветки
вишнёвого дерева и черёмухи приносят в дом, кладут на ночь в тёплую воду, а затем ставят в кувшин с водой. Воду надо менять
каждый третий день, и тогда есть надежда на цветы к Рождеству, которые должны напоминать о побеге
корня Иисусова. Ветки, которые
оставались голыми, украшались золотой, серебряной
или цветной бумагой – эта работа доставляла детям особую радость.
Рождественские
ясли (die
Weihnachtskrippe) повсюду украшают и обустраивают по-разному, в большинстве семей
имеются фигурки, которые передаются по наследству. Одежда и жесты основных
фигур канонизированы. Сооружение яслей начинается в первое воскресение адвента, при этом принято устанавливать части композиции воскресенье за воскресеньем, до
сочельника.
Ясельные
представления (Krippendarstellungen) – это представления
сцен из Святого Евангелия, которые раньше проходили только в церквах и
монастырях, а теперь также в школах и
семьях.
Обходы
дворов св. Николаем, покровителем судоходства, торговли и ремёсел,
очень красочны. Обычный образ св. Николая – старый добродушный
человек с длинной седой бородой, одетый иногда как епископ или монах. Но костюм мог
быть и другим: старое платье, связки соломы на спине, цепь
вокруг тела. В руке св. Николай держал розги, а на плече
– большой мешок с подарками. Св. Николай справлялся у
родителей о поведении детей. Выслушав ответ, св. Николай одаривал
послушных детей орехами и сушёными фруктами, а непослушных бил
розгами. Часто св. Николая сопровождали различные путники – ряженые
в шубах, вывернутых мехом наизнанку, в разрисованных масках из картона и соломы. Они шествуют по улицам, щёлкая кнутом, звеня
бубенчиками и цепями, которыми
обвешаны, издавая всевозможные шумы колоколами и колотушками и отпугивая этим злых духов.
Бег
Буттмандлей – это, в сущности, то же шествие св. Николая, но при
этом его сопровождают Буттмандли, причудливые персонажи в
масках из чёрной овчины или заячьего меха, полностью обёрнутые
соломой, у некоторых есть рога, а тело увешано коровьими колокольчиками,
производящими оглушительный шум. Их
двенадцать, и они движутся вприпрыжку, а крестьяне окропляют их святой
водой. Они же несут корзины с подарками,
которые раздают детям после наставления св. Николая.
Образ св. Николая был
значительно модернизирован: в современности,
став Сайта Клаусом, он изображается на новогодних
открытках разных стран в течение всего XX столетия.
Во
время обхода дворов певцами-колокольщиками и стучальщиками (Glokeckensinger,
Klopfgeher) поют песни адвента, красивые пастушьи и ясельные песни получают за это
угощение или немного денег. Стучальщики стучали в двери маленькими деревянными
молоточками. Они одевались в тулупы из овчины, держали в руках старые
фонари, на шее – цитры и гитары.
В
обходах дворов со звездой участвовали прежде всего дети, которые
собирались вместе по несколько человек, переодевались в
длинную мешкообразную одежду, приклеивали себе бороды и шли от дома к дому, в
двери некоторых стучали палками и пели, за что получали своё
угощение. Эти шествия называются Nikolauslaufen, Niklassingen. Иногда дети не только пели, но и танцевали вместе с жителями домов различные танцы,
например Rundtanz.
Св.
Люция – это образ середины зимы, день, который до конца
XVI
века считался самым коротким днём года (потом этим днём
стали считать 21 декабря). В эту саму длинную ночь в году перед поворотом солнца
зарождался свет, а вместе с ним жизнь наступающего года. Христианские образы
этого дня: девушки, одетые в белые платья, с
венцами невест на головах (Luciebräute), в которых были укреплены
свечи. Эти девушки ходят от дома к
дому и раздают подаяние. Языческая Люцельфрау бушевала по деревне в этот день, устрашая детей: укутанная в
солому, она гонялась за лентяями и угрожала тем, что разрежет им живот и
набьёт его соломой и булыжниками. В этот
день катили огненное колесо, которое сталкивали потом в реку.
Обходы
дворов в ночи стука и хлопания (Klopfeisnachte, Knoepflingsnächte,
Anklopfete, Bochselnächte) происходит в
Святые ночи перед Рождеством (а
иногда имеются в виду только четверги во время адвента или все дни с первого
дня адвента до Крещения) – дети или
взрослые вместе с детьми ходят от дома к дому, хлопают прутьями, стучат молоточками по дверям, бросают в окна фасоль и горох, просят яблоки, орехи и
пироги. Участники этих шествий рядились в различные рождественские костюмы, в том числе в Шьяхе Перхту (Scyiache Percyta), Рупрехта (Ruprecht), Горохового медведя.
Перхта – это одетая в
чёрное старуха, с начернённым лицом и
косматыми волосами, которая бегала по селу с горшком муки и бросала её людям в лицо. Рупрехт –
замаскированный в солому и меха парень с прутом в руке и цепью вокруг туловища.
Гороховый Медведь ходил в косматом одеянии из гороховой соломы.
Рождественская
игра «Воспевание младенца Христа» (Christkindlsingen) разыгрывалась детьми в различных домах в последнюю субботу перед сочельником (24 декабря)
по передаваемым изустно правилам.
Роли при этом распределялись между
детьми, у каждого из которых был строго предписанный костюм: например, у
Марии – синий плащ и золотая корона, Кристкинд должен был быть в длинном до пят
делом одеянии с серебряными обшлагами: в
правой руке он держит маленькую украшенную
ёлочку и имеет посеребрённые крылья. Два ангела одеты как во время причастия, у них так же, как у Марии, короны на головах. Остальные персонажи –
это пастух и пастушка в соломенной шляпе и с корзиной цветов, ореховой палкой и меховой накидкой, Пётр – в
епископской митре, с жезлом и большим ключом, Николай – в чёрном, отороченном мехом и украшенном золотыми звёздами
плаще и с длинной бородой, и, наконец,
Иосиф, который должен иметь старую
фетровую шляпу на голове и ореховый посох в руке. В начале представления дети собираются у входа в очередной
дом и в строго установленном порядке входят в комнату, где их уже ждут все
собравшиеся обитатели дома. Начинает
Кристкинд речетативом. Друг за другом выходят персонажи, пока все не окажутся
рядом. Затем Иосиф, Мария и два ангела
становятся на колени посередине, а остальные ходят по кругу вокруг них и поют рождественскую песню. В заключение
звучит пастушеская песня и дети, получив деньги от хозяев, идут в следующий дом.
Обычай
переноса статуи Марии (Frauentragen),
«поиски приюта» (Herbergsuche), в прежние
времена выглядел следующим образом:
в предрождественские дни изображение Марии носили по вечерам от дома к дому, и каждая семья давала
приют на одну ночь Божьей Матери.
Всю ночь горела освящённая свеча, а на следующий
день Богоматерь переносили в другой дом.
И в
настоящее время дети могут переодеться в Иосифа и Марию и ходить по
домам с пустой корзиной, собирая пожертвования для церкви.
При этом звучит песня адвента.
Святочные
ночи (Rauchnaechte,
Zwoelften) – ночи с 25 декабря по 6
января – своё наименование и происхождение ведут, по одному предположению, от обычая за двенадцать дней и ночей междугодья выкуривать злых духов и избегать всего,
что могло бы принести
неблагополучие, а по другому предположению – это ночи, когда бродят косматые черти.
В
течение двенадцати ночей или также «юлова времени» (Julzeit) в
дохристианские годы царил всеобщий мир, оружие бездействовало, женщины не
работали, в эти дни нужно было вернуть все
взятые взаймы вещи, нельзя было стирать и готовить, а сны были вещими.
Считалось, что в это время боги ходят по земле или же в Вотановой дикой охоте
грохочут над облаками, поэтому хозяева
оставались дома и приглашали к себе друзей, чтобы ещё больше усилить защиту дома, и праздновали всласть, радуя богов жертвенными дарами.
Рождество
Сочельник
(24 декабря) – святой вечер (Heiliger Abend), канун
Рождества. В этот день убирают двор и дом, готовят различную выпечку, кушанья, украшают ёлку. Этот
день постный, праздничная трапеза
устраивается в католических семьях только после рождественской мессы, глубокой ночью.
В
сочельник существует традиция одаривать детей. Подарки приносил
Кристкинд – Христос-младенец в сопровождении различных масок. В
роли младенца-Христа выступала девушка, одетая в белое одеяние,
иногда две девушки: одна изображала
Христа-младенца, другая – его слугу. Дарителем мог иногда выступать св.
Николай, приносящий яблоки и орехи. Рождественские подарки напоминали о дарах,
преподнесённых младенцу Иисусу волхвами.
Обходы дворов на
Рождество (Weinachten) были приняты повсеместно,
но везде проходили по-разному. Святочные певцы исполняли рождественские песнопения, совершая обходы по деревне и
получая за это подарки, выпечку, яблоки, орехи и деньги (обычно в сочельник). Иногда эти обходы выливались в маскарадные шествия, когда певцы переодевались
ангелами, тремя волхвами. В шествиях
могли участвовать также Шиммельрайтер, Дикий
Охотник, козёл, аист, медведь и другие маски. Помимо пения в таких
шествиях исполнялись танцы и пантомимы; танцы с
обручами и мечами, танец дровосеков и многие другие.
Символы
Рождества: Роза Христа (Die
Christrose) – белоснежная роза должна
напоминать о цветке Иисусовом, что расцвёл
во тьме неспасённого мира. В сельской местности Роза Христа считается вещим цветком: в Рождественскую
ночь в воду ставят 12 бутонов, каждый бутон означает один месяц, и
погоду предстоящего года определяют по тому,
как раскрываются бутоны, т.к.
закрытые бутоны означают плохую погоду, а открытые – хорошую.
Розмарин
тоже относится к старинным рождественским растениям, это волшебное растение, обладающее
священной силой, с красными цветками и
приятным ароматом, его запах источает благословение, и люди дарят друг
другу маленькие букетики розмарина.
Красный
и зелёный – классические цвета Рождества: красный напоминает о крови, что
пролил за людей Христос, зелёный – это цвет Его веры в нас и нашей
веры в Него. Зелёный и красный – это и цвета жизни, и если на
ёлке зелень комбинируется с красными яблоками, свечами и рождественскими звёздами, то старинные правила соблюдены.
Святой ужин (Heiliges
Mahl) обычно происходил после возвращения из церкви, но он мог быть и до мессы.
Большое значение придавалось числу блюд
(семь или девять), и это должны были
быть кушанья, несущие в себе зародыши жизни: икра, мак, горох, бобы, яйца, рис
и т.д. Выпекалось ритуальное печенье, кренделя
и караваи. Часть выпечки дарили, часть съедали сами, часть давали скоту.
Новый год
Новогодняя
ночь (31 декабря) – ночь св. Сильвестра (Silvesterabend), считается священной
ночью, как Рождество и Крещение. Крестьяне окуривали комнаты, зажигали и
оставляли гореть свечи от всенощной, пока не начинался Новый год. В эту ночь
нужно было обязательно отпугивать злых духов, устраивая шумные
шествия маскарадных персонажей, с фейерверками, грохотом; молодые парни в
момент смены годы бушевали на улицах, щёлкали кнутами, звенели цепями, стреляли, трубили,
громко пели и желали всем счастья. Влюблённые стреляли под окнами девушек, пели
серенады, на домах писали новое число год,
во время шествий, и прибивали или рисовали сердце или осла (в зависимости от отношения к хозяевам дома).
Пасха
Пасха (Ostern) (в 2008
году – 23 марта) считается одним из наиболее радостных праздников. Важную роль
играют различные предпасхальные обряды.
Вербное
воскресенье (Palmsonntag) – последнее воскресенье перед Пасхой, и этим воскресеньем начинается
Страстная неделя. Считалось, что
пальмовые или оливковые ветви после освящения их в храме защищают
человека от злых сил. Из-за природных условий пальмы
заменяются вербными веточками, самшитом или барвинком, можжевельником,
пихтой и т.д. Шест (Palmstecken),увивается растениями,
перевязывается фиолетовыми или зелёными лентами, на шест крепятся крест и пасхальные яйца. Дети несут
шесты в церковь, где их освещают, а потом его несут домой, где ставят у
распятия, ставят в чашу со святой водой или
привязывают в хлеву к балке.
Страстная
неделя (die
Karwoche) называется также великой, тихой, святой, неделей плача, раскаяния и печали.
Во время Страстной недели не должно происходить
судебных разбирательств, не взыскивают
долгов. В повседневной жизни в эту неделю нет танцев, празднеств, стрельбы и охоты, стараются вообще не шуметь.
Народ
дал каждому дню этой недели своё название. Понедельник называют
Синим, потому что в этот день католики покрывают алтарь синим
сукном. Среду – днём Вотана или Неправедной (krummer Mittwoch), ибо в среду по легенде был осуждён Христос. Четверг называют Зелёным (Gruendonnerstag), а сначала он назывался Хныкающий четверг (Greindonnerstag). В этот
день принято было съесть что-либо зелёное: у российских немцев, например,
свежую зелень или зелёные щи с крапивой. Пятница (Karfreitag) – день
печали и скорби, день смерти Христа. Соблюдался
строгий пост, в церкви звучали траурные песнопения при молчащем органе, посещали кладбища. У немцев
России было принято в этот день не
зажигать огня, не топить печь, еду не
варить. Кроме того, в деревнях прекращались всякие работы, и ни в коем случае ничего нельзя было
прибивать, т.к. молоток и гвозди
рассматривались как орудия истязания Христа. Суббота (Karsamstag)– день
очищения. По народному обычаю дом отмывается и торжественно очищается к Пасхе,
пекутся пасхальные хлеба, и всё приводится в
порядок, занимаются окраской яиц.
Пасхальное
воскресенье (Ostersonntag), или собственно Пасха зависит от начала весны и от полнолуния: её
празднуют ежегодно в воскресенье после первого полнолуния после начала
весны, после сорокодневного поста.
Особое значение имели
пасхальные символы.
Пасхальная
свеча (die
Osterkerze) – это символ воскресения, её
освещают у огня, вставляют в неё пять крупиц ладана, которые напоминают о пяти ранах Христа, и торжественной
процессией вносят в храм и
устанавливают на отдельном подсвечнике радом с алтарём и зажигают на каждом богослужении до Вознесения. От её огня зажигают все остальные свечи. Собственную
пасхальную свечу относят домой и зажигают в течение года в болезни и нужде.
Пасхальный
костёр (Osterfeuer) перед церковью зажигается в Страстную
субботу, а ребята зажигают от него факел и приносят пасхальный огонь домой, чтобы разжечь огонь в очаге. Часто вокруг пасхального костра танцуют и сжигают
соломенного человека (Иуду), поют
песни о Вознесении.
Пасхальная
вода считается особо благословенной святой водой, ею
крестят детей, берут её с собой домой. Она обладает особой целительной
силой и способствует поддержанию молодости и красоты.
Пасхальное дерево (Osterbaum)
произошло от вечнозелёной туи. Оно состоит
из деревянного остова не менее пятидесяти сантиметров с тремя
поперечными перекладинами (самая длинная –
нижняя, самая короткая – верхняя). Этот тройной крест плотно обвивают самшитом и цветной проволокой, устанавливают
в большой, наполненный землёй горшок, и на каждую поперечную перекладину вешают
по четыре пёстро раскрашенных яйца, символизирующих двенадцать месяцев.
Пасхальное
яйцо (Osterei) в христианском смысле – символ Воскресения; по народному обычаю яйцо – символ
плодородия и вечного возрождения жизни. С XII в. яйца стали красить,
чаще всего в красный цвет – как цвет жизни,
солнца, как цвет крови, которую
пролил Христос. Затем яйца стали золотить, серебрить, украшать рисунками.
Пасхальный
Заяц (Osterhase) с XVI в. приносит детям яйца:
среди всех зверей он самый плодовитый, а кроме того он
входит в свиту германской богини земли Гольды. Яйца нужно было
предварительно найти, и дети искали гнёзда, изготовленные
из первой весенной зелени, из цветов и мха. Это могли быть маленькие
ивовые корзинки, которые перед Пасхой
устанавливались в доме и в саду, и начиналась охота на Пасхального Зайца.
Принято было играть в
пасхальные игры: разбивание яиц, катание яиц, бросание в яйцо, сбор яиц и
многие другие. Игры обязательно
сопровождались музыкой и пением.
Последнее
воскресенье Пасхальной недели носило название Красная горка, или
Фомино воскресенье – это день первого причастия, или конфирмации.
Дома детей или подростков украшали зеленью и самшитом, обрамляли
зеленью двери домов крёстных отца и матери. После службы пастор вместе
с прошедшими
конфирмацию отправлялся на кладбище, где они вместе сажали фруктовое дерево –
символ того, как должна расти и развиваться их укрепившаяся вера.